Рембрандт Гармензон ван Рей (15.07.1606-04.10.1669)- нидерландский художник, офортист века бароко. Одной из картин художника есть гравюра “Фауст”, сперва имела название “Алхимик у себя в кабинете”. Этот офорт Гёте розместил на обложке “Фауста” 1790 года.
Описание картины, представленной на галерея картин Art-town. На гравюре изображен кабинет ученого, о чем свидетельствует куча книг, глобус, череп, разложеные бумаги на столе. Кабинет доктора темный, довольно тесноват, всего одно окно. Сам ученый был занят изучением чего-то ( об этом свидетельствует карандаш в правой руке), возможно, алхимией или черной магией. Он одет в долгий халат и колпак, что характерного для ученого 17 века. Его лицо неспокойное, ожидающее, кажеться, он озадачен поиском истины.
Опершись на стол, внимательно вглядываеться в окно, где “виден светящийся круг, в центральной его части стоят 4 буквы INRI, соответствующие надписи на кресте при распятии Христа “Iesus Nazarets Rex Iudaeorum”, однако у алхимиков аббревиатура INRI имеет другое значение- “Ignis Natura Renovatur Integram” – “Вся природа постоянно обновляеться огнем”. Дальше по кругу написан текст: “ADAMT`eDAGERAMAMPTETALGARAIGASTNA”, его значение неизвестно. З цетра высовывается рука, что указывает на овал.
Исторический Фауст- алхимик, мошенник, заключил договор с дьяволом. Возможно, он обращается к сатане за помощью, поэтому, вероятно, рука с круга- дьявольская. Круг символизирует что-то мистическое, неземное, о чем свидетельствует розшифрование з хреста Господнего, а “Вся природа обновляется огнем” толкает к образу сатаны, ада, с ними неотрывны огонь, огненная гиена. Возможно, это значит, что зло – неотрывная часть мира и человеческого бытия. Контраст белого и черного, светлого и темного символизирует добро и зло, жизнь и смерть, что борются в душе Фауста.
Мне кажется, что офорт идеально подходит к трагедии Гёте, возможно, художник увидел в ученом не афериста, а особенную, высокую, чуствительную личность.